Клуб Любителей Эзотерики
27 Апрель 2018, 09:17:20 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости: Добро пожаловать в наш клуб! Здесь вы встретите интересных собеседников, найдете интересующие вас темы, сможете найти созвучные идеи. Мир Эзотерики открыт для вас!
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: О Хокку, Хайку и Рэнга  (Прочитано 1299 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Лёха
Завсегдатай
*****

Карма 146
Offline Offline

Сообщений: 1750

Кто мы? - Звери? Люди?


« : 05 Ноябрь 2016, 12:31:01 »

 На форумах возникла игра в хокку. На самом деле – это какое-то подобие рэнга в русской интерпретации и зачастую, без всяких правил. Просто пишут три строчки в некоем размере, а в лучшем случае, придерживаются размера 5-7-5. Размер берется по слогам. Здесь, на этом форуме, начало темы «Хокку» было удалено. А именно, в первом посту раздела давались правила. Суть их сводилась к следующему;
Первая строчка – 5 слогов
Вторая строчка – 7 слогов
Третья строчка – 5 слогов.
Следующий человек брал последнюю строчку предыдущего и добавлял свои две строчки на 7 и 5 слогов соответственно.

Данная игра предназначалась для пополнения словарного запаса, умения пользоваться словами, постигатьтайную суть происходящих явлений и уметь домысливать то, о чем говорится очень и очень кратко или, если надо покороче - научить человека читать между строк, что в наше время при ЕГЭ немаловажно. И понимая, что люди в интернете не столь разносторонне развиты, чтобы полностью соответствовать хотя бы этому простому правилу подбора размера, а также то, что в русском языке (современном русском языке) азбука достаточно сильно отличается от азбуки японской (в японском языке имеется две слоговых азубки – катакана и хирагана, а также – кандзи – иероглифы, которые могут обозначат даже целое слово, а не только слог), сделали в игре допущение, можно использовать в редком случае размер 5(4-6) – 7(6-9) – 5(4-6). То есть, необходимо понимать, что вторая строка всегда должна быть длиннее первой и третьей. Иногда встречается еще одно небольшое правило – передача картинки в трех строках.

Я не совсем понимаю, чем руководствовался бывший админ форума, уничтожая первый пост из темы «Хокку», но сделал он это зря.

«Японское хокку отличается от русского также как сакэ отличается от водки: во-первых, не легче, а крепче, во-вторых, согревает не теплом, а ледяным огнём, в-третьих, на трёх не останавливается...» (Игорь Бурдонов, математик и поэт)

« Последнее редактирование: 05 Ноябрь 2016, 12:48:15 от Лёха » Записан

"Порой человек может быть зверем, а зверь человечнее любого человека" (с)
Лёха
Завсегдатай
*****

Карма 146
Offline Offline

Сообщений: 1750

Кто мы? - Звери? Люди?


« Ответ #1 : 05 Ноябрь 2016, 13:01:39 »

А теперь немного о собственно хокку, хайку и рэнга.

Хокку – это необычайное и практически неуловимое чувство и множество оттенков и состояний, перенесенных в короткую и легкую фразу, в трехстишие-картину, описывающую его. В настоящем, японском хокку, большое значение придается образу, связанному с природой. Этот образ обязательно соотносят с человеческой жизнью. Используется только настоящее время. Описываются личные переживания или ощущения на события, которые происходят в настоящее время, сейчас, перед ним. Кроме того, в хокку никогда не используется рифма и название. Хокку – это способность передать свои ощущения в трех строчках. Но чтобы эти три строчки засияли, необходимо обратить свое внимание на каждое слово. Здесь не должно быть случайных фраз, слов и выражений. Все имеет глубокий смысл и особое значение. «Хокку – это поэзия поэзии, это тонкий луч света, выхваченный из темноты деревьев, это гребень морской волны, это глаз животного, это совершенство, божественный идеал…»

Хокку на русском состоит из трех строк, хокку на японском пишутся в одну строку, есть свои особенности... Но смысловая комбинация при этом не страдает. Особый знак-разделитель, использующийся в японском языке примерно заменен на разделение строками. Это не просто строчки – каждая из них особенная, индивидуальная, как и части в одной строке в японском языке.
Так,
первая отвечает на вопрос «Где?»,
вторая на вопрос «Что?»,
третья на вопрос «Когда?».

Но очень часто встречаются японские стихи и без ответа на эти три извечных вопроса. Зачастую это стихи о чувствах, о том или ином состоянии.

Хокку только лишь немного приоткрывают завесу тайны над тем, что хотел сказать автор. Иными словами, хокку требует от читателя активного домысливания, чтобы постичь суть вещей, переданных в стихотворении.
Записан

"Порой человек может быть зверем, а зверь человечнее любого человека" (с)
Лёха
Завсегдатай
*****

Карма 146
Offline Offline

Сообщений: 1750

Кто мы? - Звери? Люди?


« Ответ #2 : 05 Ноябрь 2016, 13:35:08 »

Трехстишия хокку в конце XIX века стали называться хайку.  А в живописи возникло направление хайга. Хайга — жанр, пришедший из Японии, как и хайку. "Хай" — веселье, юмор; "га" — картина (а "ку" в слове хайку означает стихотворение). Традиционная хайга — это рисунок суми тушью с написанным на нём каллиграфической кисточкой хайку. Эта хайга как раз пример такого традиционного подхода.

конец лета —
взмах крыла у края зари

В Японии с периодом цветения сакуры связано много традиций, но одна – относится к «цепочке стихов» (рэнга). И начиналась такая «цепочка» с первоначального хокку. Ведь хокку долгое время не имело ни какого самостоятельного значения, кроме как начальное трехстишие «нанизанных строф» рэнга. Правда, ему всегда уделялось особое внимание - ведь именно оно давало толчок развертыванию цепи образов, в нем, как в нераспустившемся бутоне, заключался будущий цветок всего цикла.
Итак,
Рэнга (яп. 連歌, совместная песня, цепочка из песен) — жанр старинной японской поэзии "нанизанных строф", состоящих из чередующихся строф - трехстиший и двустиший, в сумме составляющих пятистишие. Рэнга состояла по меньшей мере из двух строф (ку, яп. 句 ); обычно же строф было много больше.

«Нанизанные строфы» сочинялись обычно двумя или несколькими поэтами: один сочинял трехстишие, второй добавлял к нему двустишие, к которому, в свою очередь, присоединялось новое трехстишие и т. д., - в результате возникала цепь трехстиший и двустиший, из которых каждое было связано с предыдущим и последующим, в целом составляя пятистишия.

Поэзия «нанизанных строф» («рэнга») возникла в Японии в XIII веке, когда пятистишие «танка», прежде занимавшее в японской поэзии господствующее положение, стало вполне ощутимо распадаться на две строфы - трехстишие (с чередованием слогов 5—7—5) и двустишие (7—7). К этому своеобразному поэтическому жанру можно отнести классический вариант «нанизанных строф» - собственно «рэнга» и более поздний вариант - «хайкай-но рэнга», иначе «рэнку», к которому относится поэтический цикл Бусона «Опадает пион... ».

И лишь с XVI века стали появляться сборники, состоявшие из одних хокку. Когда хокку обрели самостоятельность,  первой строфе рэнга дали новое название - татэку. Однако роль «начальной» строфы, непременно влекущей за собой другие и потенциально настроенной на дальнейшее развитие, определила специфический характер этой поэтической формы: ее внутреннюю насыщенность, неразвернутость, незавершенность, открытость для множественного толкования. Хокку открыто для домысливания - поэт, изображая или, вернее, просто «называя» какую-нибудь конкретную деталь, сопоставляя в едином стихотворении разные (иногда на первый взгляд совершенно несопоставимые) предметы или явления, побуждает читателя к сотворчеству, к тому, чтобы, призвав на помощь свое воображение, тот сам по данной детали дорисовал общую картину, То есть стал как бы соавтором хокку, продолжив развертывание образа. Напомним, что ритмически хокку - это 17-сложное стихотворение с внутренним делением на три неравные по числу слогов (5-7-5) ритмические группы. Принято называть его трехстишием, хотя оно ближе к моностиху, разделенному, как правило, на две части внутренней цезурой (чаще всего на группы 5/7-5 или 5-7/5).

Хокку возникло из пятистишия вака, Однако, будучи связанным с вака, хокку - поэзия принципиально иного типа. Для поэта, пишущего вака, природа, окружающий мир представляют собой набор символов, которые он использует для того, чтобы сообщить о своем чувстве или, вернее, намекнуть на него. Ему совершенно необязательно видеть то, о чем он пишет. Пишущий хокку, относится к окружающему его миру, к природе совершенно иначе. Для того чтобы создать хокку, он должен прежде всего ощутить - увидеть, услышать, осязать или даже обонять то, о чем сочинит стихотворение, причем не просто ощутить, а подметить нечто необычное, новое в его обыкновенности, уловить элемент вечности, всеединства в определенности сиюминутного облика. Для вака «чувство» или «сердце» - кокоро - первично, а природа, действительный мир - вторичны, то хайка (хокку), отталкиваясь от конкретной детали, конкретного явления, подчиняет себя дыханию природы, сливается с объектом изображения, в результате чего рождается трехстишие. Не зря Басе говорил: «Учитесь у бамбука, учитесь у сосны». Или еще: «Надо писать, пока свет, исходящий из вещи, не погас в твоем сердце».
Записан

"Порой человек может быть зверем, а зверь человечнее любого человека" (с)
Лёха
Завсегдатай
*****

Карма 146
Offline Offline

Сообщений: 1750

Кто мы? - Звери? Люди?


« Ответ #3 : 05 Ноябрь 2016, 13:45:23 »

Правила настоящей рэнга сложны, а в случае простой игры на развитие человека - можно упростить до создания цепочки стихов в размере 5/7-5 после первоначально заданной, но не раскрытой темы 5-7-5. Здесь каждый последующий раскрывает то, что нашел в предыдущем трехстишии. Темы берутся любые. Основным запретом тут является повторение слов и образов.

Так что, вкратце, правила темы "Хокку" на данном форуме сводились к такому положению:
1. Начальная тема - любая.
2. Размер трехстиший должен быть максимально приближен к 5/7-5
3. Раскрытие темы без повторения образов и слов
4. Любая новая тема обязательно должна быть озвучена началом новой цепочки.
Записан

"Порой человек может быть зверем, а зверь человечнее любого человека" (с)
vesnushka
Завсегдатай
*****

Карма 483
Offline Offline

Сообщений: 1853



« Ответ #4 : 05 Ноябрь 2016, 17:18:49 »

Песни Ямато! Вы вырастаете из одного семени - сердца, и разрастаетесь в мириады лепестков речи - в мириады слов.

Люди, что живут в этом мире, опутаны густой зарослью мирских дел; и все, что лежит у них на сердце, - все это высказывают они в связи с тем, что они слышат и что они видят.

И вот когда слышится голос соловья, поющего среди цветов свои песни, когда слышится голос лягушки, живущей в воде, кажется: что ж из всего живого, из всего живущего не поёт своей собственой песни?..

Без всяких усилий движет она небом и землею; пленяет даже богов и демонов, незримых нашему глазу; утончает союз мужчин и женщин; смягчает сердце суровых воинов... Такова песня.

Ки-но Цураюки
Из предисловия к изборнику "Кокинсю"
Записан

Всё бывает... Абсолютно все. Просто кое-что - редко и не со всеми. Но это не значит - ни с кем и никогда.
(Макс Фрай)
Лёха
Завсегдатай
*****

Карма 146
Offline Offline

Сообщений: 1750

Кто мы? - Звери? Люди?


« Ответ #5 : 12 Ноябрь 2016, 11:07:12 »

) Волшебство или МАГИЯ слова. Сделка человека с миром посредством действия слов. Описание, для того,чтобы будущие поколения не упустили момент магии мира, вошбу. Человек замечающий - есть результат сделки мира и человека описывающего действие мира посредством слова или проще - сделка мира и человека для проявления прекрасного, Любви в ее истинном значении.
Записан

"Порой человек может быть зверем, а зверь человечнее любого человека" (с)
Дельфин
Местный житель
***

Карма 285
Offline Offline

Сообщений: 473


« Ответ #6 : 14 Ноябрь 2016, 08:50:58 »

Песни Ямато! Вы вырастаете из одного семени - сердца, и разрастаетесь в мириады лепестков речи - в мириады слов.

Люди, что живут в этом мире, опутаны густой зарослью мирских дел; и все, что лежит у них на сердце, - все это высказывают они в связи с тем, что они слышат и что они видят.

И вот когда слышится голос соловья, поющего среди цветов свои песни, когда слышится голос лягушки, живущей в воде, кажется: что ж из всего живого, из всего живущего не поёт своей собственой песни?..

Без всяких усилий движет она небом и землею; пленяет даже богов и демонов, незримых нашему глазу; утончает союз мужчин и женщин; смягчает сердце суровых воинов... Такова песня.

Ки-но Цураюки
Из предисловия к изборнику "Кокинсю"

 

Спасибо!)

Люблю такое......как песня, как река, как стая лебедей, как сосновые рощи........))))
Записан
vesnushka
Завсегдатай
*****

Карма 483
Offline Offline

Сообщений: 1853



« Ответ #7 : 14 Ноябрь 2016, 19:57:42 »

)) и обязательно жемчужная роса и молчаливый туман...
Записан

Всё бывает... Абсолютно все. Просто кое-что - редко и не со всеми. Но это не значит - ни с кем и никогда.
(Макс Фрай)
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

 
Каталог КУБАНЬ.ру     ќ§®вҐаЁЄ  ў ђ®бв®ўҐ   Каталог Ростова     Каталог ресурсов
 
Powered by SMF 1.1.8 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC